ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ Никита Петрович

ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ Никита Петрович
(23.05(4.06). 1824, г. Коломна - 13(24). 10.1887, Петербург) - публицист, философ, историк религии, издатель. Род. в семье приходского священника. Учился в Московской духовной семинарии и Московской духовной академии. По окончании курса в июле 1848 г. был определен бакалавром по классу библейской герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах. В 1850 г. возведен в степень магистра. В 1854-1855 гг. читал лекции по истории рус. церкви в миссионерском отд. при академии. В 1855 г. Г.-П. получает увольнение от церковно-училищной службы. В 1856 г. он становится цензором Московского цензурного комитета, в 1862 г. назначен чиновником особых поручений при министре народного просвещения, а в 1863 г. - управляющим Московской синодальной типографией. С кон. 1867 г. Г.-П. начал издавать "Современные известия", первую московскую ежедневную газету. В ней из номера в номер он публиковал свои статьи по церковным и текущим политическим вопросам. В 50-х гг. Г.-П. сблизился с кружком московских славянофилов, особенно с Хомяковым, после смерти к-рого принял активное участие в подготовке его собр. соч. (1861-1873). С Хомяковым Г.-П. объединяло отрицательное отношение к католичеству и протестантизму как к двум разновидностям одной зап. "ереси" и неприятие философского рационализма в целом и учения Гегеля в частности. Осн. философским соч. Г.-П. является его работа, посвященная критическому разбору философии Гегеля (1846). Одна из частей этого исследования была опубликована под названием "Рационалистическое движение философии новых времен" в журн. "Русская беседа" (1859, № 1), др. часть, содержащая критику 1-го разд. "Феноменологии духа" с обширными выписками из нее, появилась под заглавием "Онтология Гегеля" после смерти автора в журн. "Вопросы философии и психологии" (за 1891 г., кн. 8, 10). Г.-П. считал гегелевскую систему логическим завершением западноевропейской философии, выбравшей одностороннее, рационалистическое направление. Гегелевская философия, по его мнению, противоречит "здравому смыслу" и поэтому оставляет человека с двумя равноправными воззрениями на мир: обыденным и отвлеченно-теоретическим. Попытку Гегеля в "Феноменологии духа" доказать, что обыденное сознание в силу своей внутренней противоречивости неизбежно возвышается до философского (постигающего призрачность, чувственного мира и тождественность субъективного и объективного в представлении), Г,-П. считал неудачной, а его аргументы - софистическими. Он отрицал описанный Гегелем диалектический процесс развития сознания, в к-ром каждый новый момент "снимает", "отрицает" предыдущие, и полагал, что все способы человеческого познания совместимы в некоем синтетическом единстве, в целостном "уме". Последний, по определению Г.-П., не есть только формальная сила (каковой является разум), но и тот интеллектуальный центр тяготения, "около которого само собою сжимается в единство все разнообразие приобретенной материи знания" (Сб. соч. Т. 1.С. 322). Рационалистическое развитие философии, по его мнению, "основывается именно на забвении этого "самого главного двигателя нашего знания" (Там же. С. 323). Закономерный крах абсолютного рационализма гегелевской системы обусловил, по Г.-П., последующее господство отрицательных направлений: материализма в теоретической философии и "инстинктуализма" в философии практической. Кроме работы о Гегеле, получившей высокую оценку в магистерской диссертации В. С. Соловьева, определенный интерес представляют два письма Г.-П. к И. С. Аксакову от 1884 г., опубликованные под общим названием "Откуда нигилизм?" в газ. "Русь". Откликаясь на ст. Данилевского "Происхождение нашего нигилизма", Г.-П. отказывал нигилизму в цельной теоретической доктрине, упрекал его идеологов в стремлении построить об-во на основаниях лишь разума. По его мнению, без традиционных исторических "предрассудков" - "суждений, не опирающихся на достаточное основание", - человеческое существование в рамках об-ва невозможно. Освященные опытом прошлого, "предрассудки" (а к их числу он относил религиозные, нравственные устои об-ва и государства) имеют преимущество перед совр. "предрассудками", напр., перед столь же предвзятым мировоззрением самих нигилистов. Сведение "веры" к "предрассудку" (даже при крайне широком толковании этого слова), по существу, означало отказ от характерного для ранних славянофилов убеждения в возможности свободного, полностью оправдываемого разумом признания религиозных догматов, сомнение в соответствии разума с конфессиональными особенностями православной церкви. Научная деятельность Г.-П. была достаточно разносторонней. Он разрабатывал собственную экономическую теорию (см.: Основные начала экономии. М., 1889), занимался исследованиями в области славянского языкознания (см.: Экскурсия в русскую грамматику: Сб. соч. Т. 2. С. 236-270), опубликовал также кн. воспоминаний "Из пережитого" (М., 1886), воссоздающую атмосферу духовных училищ 40-50-х гг. XIX в. в России.


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ Никита Петрович" в других словарях:

  • Гиляров-Платонов, Никита Петрович — (1824 1887 гг.) магистр Московской духовной Академии (XVI выпуска, 1848 г.), блестящий ее профессор (1848 1855 гг.), либеральный московский цензор (1856 1863 гг.), видный публицист славянофильского толка и популярный редактор издатель… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Гиляров-Платонов Никита Петрович — Гиляров Платонов, Никита Петрович публицист (1824 1887). Окончил курс в Московской духовной академии; состоял в ней бакалавром по кафедрам герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах. Министерство народного просвещения в 1857 г.… …   Биографический словарь

  • ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ Никита Петрович — (род. 1824, Коломна – ум. 1887, С.Петербург) рус. философ публицист, славянофил. Подобно духовным писателям древней Руси, видел в религии важнейшие проявления человеческого духа. Представлял веру как источник знания, как непосредственное знание.… …   Философская энциклопедия

  • Гиляров, Платонов, Никита Петрович — московский публицист, основатель (1867 г.) газеты "Современные известия", ст. сов.; род. 1826 г., † в СПб. 1887 г. октября 15. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Гиляров-Платонов Никита Петрович — (1824 1887), российский историк, экономист, публицист, издатель. Близок к славянофилам. Участник подготовки крестьянской (1861) и цензурной (1865) реформ. Труды по истории церкви, политэкономии, публицистические статьи о современном положении… …   Энциклопедический словарь

  • Гиляров-Платонов, Никита Петрович — Никита Петрович Гиляров‑Платонов Гиляров Плат …   Википедия

  • ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ Никита Петрович — (23.05(4.06). 1824, Коломна 13(24). 10.1887, Петербург)    публицист, философ, историк религии, издатель. Род. в семье приходского священника. Учился в Московской духовной семинарии и Московской духовной академии. По окончании курса в 1848 г. был …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Гиляров-Платонов Никита Петрович — (1824 1887) публицист, уроженец Коломны, где отец его был приходским священником. Учился в Моск. семин. и Моск. дух. акад. С 1848 до 1854 г. Г. П. состоял в этой акад. бакалавром по кафедрам герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гиляров-Платонов Никита Петрович — (1824 87 г.) – писатель публицист и общественный деятель, выдающаяся личность. Г. род. в г. Коломне; в 1848 г. кончил московск. дух. академию с отличием, удостоившись прибавления к своей фамилия Платонов . По защите магистерской диссертации …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Гиляров-Платонов Никита Петрович — (1824 1887) публицист, редактор консервативной московской газеты Современные известия , сотрудник многих монархических изданий ( Русская беседа и пр.). Гласный Московской городской думы, профессор Московской духовной академии …   Словарь литературных типов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»